107150, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49

+7 (499) 780-48-45 frc_noda@mggeu.ru

Открытие Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

18 апреля 2018 года на Московском Международном салоне образования состоялось торжественное открытие Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, создаваемом при Московском государственном гуманитарно-экономическом университете на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 31 г. Москвы. Торжественное мероприятие проходило в зале «Выготский» павильона 75 ВДНХ. Мероприятие посетили специалисты, работающие с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, родители, учителя, работники образовательных организаций, центров помощи семье и детям, реабилитационных центров.

С приветственным словом к присутствующим обратились  директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства  образования и науки РФ Евгений Александрович Сильянов и ректор МГГЭУ, доктор социологических наук, профессор Вагиф Дейрушевич Байрамов.

В приветственных выступлениях было отмечено, что создание Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является важным событием на пути реализации  государственной Программы Российской Федерации «Доступная среда». Торжественное мероприятие открыл музыкальный номер магистра 1 курса МГГЭУ Елены Пастуховой.

Основную часть мероприятия составили выступления трех спикеров: ректора МГГЭУ, доктора социологических наук, профессора В.Д. Байрамова, директора специальной (коррекционной) школы-интерната № 31 г. Москвы  Е.Ю. Середкиной и доктора психологических наук, профессора Т.И. Бонкало.

В своем докладе «Цель и задачи Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» В.Д. Байрамов подробно остановился на трудностях и проблемах внедрения в России идеи инклюзивного образования. Ректором было отмечено, что инклюзивное образование — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Однако практика воплощения новых законодательных норм не так позитивна и динамична. В.Д. Байрамов подчеркнул, что в настоящее время не решены проблемы, препятствующие построению поистине инклюзивной среды в образовательных организациях.

— К проблемам внедрения инклюзивного образования, — отметил ректор, — относятся проблемы отсутствия в образовательных организациях материально-технической базы для обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, отсутствия специалистов, необходимых для комплексного сопровождения детей с особыми потребностями: дефектологов, логопедов, психологов, врачей-неврологов, врачей-ортопедов, клинических психологов, специалистов по ЛФК, — проблемы профессиональной и психологической неподготовленности учителей к работе с такими детьми, недостаточного  уровня их знаний в области специальной психологии и педагогики, низкой степени овладения ими специальными педагогическими технологиями, вариативными способами построения уроков в инклюзивных ученических группах, проблемы отсутствия в свободном доступе информации о методах и специальных приемах работы с детьми, имеющими различные нарушения в психофизическом развитии.

— Основная цель Федерального ресурсного центра, — подчеркнул ректор, — это создание и развитие в Российской Федерации целостной системы комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включающей не только новые, вновь разработанные на основе научных исследований технологии, но и тот опыт, те практики, которые уже существуют.

В своем выступлении В.Д. Байрамов рассказал об опыте Московского государственного гуманитарно-экономического университета, о его возможностях стать площадкой для систематизации лучших практик комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Об опыте работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, рассказала в своем докладе директор специальной (коррекционной) школы-интерната № 31 г. Москвы Елена Юрьевна Середкина.

Она отметила, что школа-интернат № 31 была открыта в 1961 году как первая в Российской Федерации и СССР образовательная организация, призванная осуществлять специальное образование детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Доклад Е.Ю. Середкиной был проиллюстрирован видеороликами конкретных занятий с такими детьми: индивидуальных занятий логопеда, дефектолога, педагога-психолога, индивидуальные и групповые занятия по лечебной физической культуре.

Директор школы-интерната познакомила слушателей и с многообразной внеучебной жизнью своих воспитанников, и с теми технологиями, которые в течение многих лет помогают детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптироваться и интегрироваться в социум.

Целью выступления заведующего кафедрой педагогики и психологии, начальника отдела по организации научно-исследовательской деятельности МГГЭУ,  доктора психологических наук Татьяны Ивановны Бонкало стало информирование об основных направлениях и конкретном содержании деятельности создаваемого  Федерального ресурсного центра.

Информируя слушателей о содержании информационно-аналитической, научно-методической, исследовательской, консультативно-диагностической деятельности центра, деятельности по повышению квалификации специалистов и формированию у них теоретической, технологической и психологической готовности к работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата,  деятельности по материально-техническому обеспечению функционирования центра, Т.И. Бонкало акцентировала свое внимание на психокоррекционном  аспекте предстоящей работы. Отмечалась значимость и важность построения системы психокоррекции познавательной, аффективно-волевой, ценностной и поведенческой сфер личности ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, создания условий для реализации его потенциальных возможностей и личностных ресурсов.

— Содержание деятельности Федерального ресурсного центра, — отметила Т.И. Бонкало, — так или иначе базируется на единой концептуальной идее: создание системы поистине инклюзивного образования в России возможно только на основе эффективной психокоррекции первичных, вторичных и последующего порядка нарушений, обусловленных особенностями психофизического развития детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

— В этой связи, — подчеркнула Т.И. Бонкало, — отечественный опыт специального образования не может быть разрушен – необходимо использование данного опыта в дальнейшем его развитии и адаптации к новым условиям жизнедеятельности общества.

В своем докладе Т.И. Бонкало указала, что на базе центра могут проводиться как фундаментальные научные исследования, ориентированные на создание действенной системы комплексной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так и обобщение опыта такой работы, накопленного лучшими мировыми практиками.

Торжественное открытие Федерального ресурсного центра продолжил музыкальный номер воспитанника школы-интерната № 31 г. Москвы, обучающегося 7-го класса Графинина Александра, который вместе со своим наставником – преподавателем Кудриковым Михаилом — исполнил песню «Если с другом вышел в путь!».

В конце мероприятия директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства  образования и науки РФ Е.А. Сильянов и ректор МГГЭУ, профессор В.Д. Байрамов ответили на вопросы слушателей.

Было отмечено, что основной задачей Федерального ресурсного центра станет объединение усилий и ресурсов всех ведомств, подведомственных организаций, специалистов, работающих в благотворительных фондах, реабилитационных и ресурсных центрах, специальных и общеобразовательных школах, семей, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, врачей, психологов, дефектологов и логопедов с целью развития целостной и действенной системы комплексного сопровождения данной категории детей.

После торжественной части открытия центра ответы на вопросы гостей Московского Международного салона образования продолжились в неформальной обстановке.

Ректор МГГЭУ В.Д. Байрамов ответил на все интересующие посетителей салона вопросы.

Открытие центра проходило в атмосфере доброжелательности, заинтересованности, неравнодушия и ответственности.

В организации мероприятия приняли участие все сотрудники университета, в том числе и начальник отдела аспирантуры, кандидат юридических наук, доцент О.О. Орешкина, и деканы факультетов экономики и иностранного языка МГГЭУ – кандидат филологических наук, доцент С.Н. Богатырева и кандидат философских наук, доцент Л.В. Дегтева, и специалисты по работе со студентами – А.М. Уразова, М.В. Лоткова, и сами студенты – члены волонтерского движения университета.

Открытие Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата состоялось!

Впереди наш университет ждет интересная, очень ответственная, крайне насыщенная, но сложная работа, направленная на решение проблемы реализации прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на полноценное и качественное образование, всестороннее развитие и реализацию потенциальных возможностей и ресурсов их личности!